• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
01:12 

Калевала в иллюстрациях. Часть 3.

mitiko. Chasing shadows.
Об Ильмаринене, выковавшем небо и создавшем волшебную мельницу Сампо, я уже рассказывала. Интересно, почему мне не удалось найти картины, на которой изображено создание неба? Такой сюжет, казалось бы…
Вся история – см. пост об альбоме Skyforger.
Да, насчёт собственно образа кузнеца. Как видно по картинам, иллюстраторы постоянно путаются с цветом его волос (как и с цветом волос Лемминкяйнена). Г.А.Стронк, например, рисует Ильмаринена и блондином, и брюнетом. Но обратимся к Калевале:

Руна 18. Сестра Ильмаринена Анникки помогает брату одеться для сватовства.
«На его златые кудри
Принесла большую шапку» (перевод Л.П.Бельского).
«Принесла высокий кивер,
шлем - на кудри золотые» (перевод Э.Киуру и А.Мишина).

Получается, канонический Ильмаринен – блондин.


1. Н.М.Кочергин. Ильмаринен.
2. Чёрно-белый вариант.
3. В.И.Курдов. Первая кузница Ильмаринена на болоте.
4. В.И.Курдов. Ильмаринен.
5. Аксели Галлен-Каллела. Создание Сампо.
6. Г.А.Стронк. Ильмаринен выковывает Сампо.
7. B.A.Godenhjelm. Ильмаринен выковывает Сампо. Христианизированный вариант.
8. В.И.Курдов. Ильмаринен вспахивает гадючье поле.
9. А.Н.Фанталов. Ильмаринен ловит щуку Туонелы.
10. Г.А.Стронк. Вариант 1.
11. Г.А.Стронк. Вариант 2.
12. Н.И.Брюханов. Ильмаринен выковывает золотую невесту.


1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.


История Куллерво. Пересказывать заново не буду – см. пост об альбоме Eclipse.

О цвете волос – в переводе Э.Киуру и А.Мишина – «парень золотоволосый». Но с этим, похоже, авторы иллюстраций не спорят.

1. Аксели Галлен-Каллела. Проклятие Куллерво.
2. Виталий Добрынин. Проклятие Куллерво.
3. Б.Р.Акбулатов.
4. В.И.Курдов.
5. В.И.Курдов.
6. В.И.Курдов.
7. В.И.Курдов.
8. Г.А.Стронк.
9. Н.М.Кочергин.
10. О.П.Бородкин.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.


История Лемминкяйнена. См. пост об альбоме Silent Waters.

С цветом волос у художников тоже были затруднения. Предполагаю, что они связаны с путаницей в классическом переводе Л.П.Бельского. В руне 26 читаем, что после бани у Лемминкяйнена «голова, как лён, белела». Но в новом, более близком к оригиналу переводе Э.Киуру и М.Мишина эта фраза звучит по-другому. «Волосы льняными стали» – возможно, мягкими? В английском варианте он вымыл до льняной белизны себя (каким же грязным он был, интересно? )))
Зато дальше по тексту о цвете волос Ахти Лемминкяйнена говорится однозначно:

Руна 26
«И поник он головою,
Кудри чёрные упали».

Руна 27
Перевод Л.П.Бельского:
«Обозлился Лемминкяйнен,
Кудри чёрные откинул.
Как котёл, черны те кудри».

Перевод Э.Киуру и А.Мишина:
«Тут беспечный Лемминкяйнен
бороду помял рукою,
черную, как смоль, потрогал».

Английский вариант перевода – «Shook his coal-black locks and answered - тряхнул локонами, чёрными, как уголь». Это повторяется дважды. Так что ошибки нет – во всех переводах Лемминкяйнен брюнет.


1. О.П.Бородин. Похищение Кюликки.
2. Лемминкяйнен и Кюликки (финский сайт).
3. Н.М.Кочергин. Лемминкяйнен с лосем Хийси.
4. Чёрно-белый вариант.
5. Н.И.Брюханов.
6. В.И.Курдов. Лось Хийси наводит беспорядок в лапландской деревне.
7. В.И.Курдов.
8. Г.А.Стронк.
9. Г.А.Стронк.
10. Г.А.Стронк.
11. Тамара Юфа. За лебедем смерти.
12. В.И.Курдов.
13. В.И.Курдов.
14. Аксели Галлен-Каллела. Мать Лемминкяйнена.
15. Р.Экман. Странно молодая здесь у Лемминкяйнена мать.
16. Тамара Юфа.
17. Н.М.Кочергин.
18. Г.А.Стронк - 1.
19. Г.А.Стронк - 2.
20. Г.А.Стронк - 3. Другой вариант.
21. М.М.Мечев.
22. М.М.Мечев.
23. М.М.Мечев.
24. М.М.Мечев.


1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.



Вторая часть истории Лемминкяйнена. Оскорблённый тем, что его не пригласили в Похьёлу на свадьбу, он отправляется в путь. Путь преграждает стоглазая змея с тысячей языков, но Лемминкяйнен заклинает змею, рассказав о её происхожденье, и та уступает дорогу.
Прибыв к назначенному месту, Лемминкяйнен вызывает на бой хозяина Похьёлы и убивает его. Лоухи организует погоню. Лемминкяйнен бежит, обратившись в орла; дух убитого хозяина в виде серого ястреба преследует его.

1. Тамара Юфа. Лемминкяйнен в Похьёле.
2. В.И.Курдов.
3. В.И.Курдов.
4. В.И.Курдов.
5. В.И.Курдов.


1. 2. 3. 4. 5.

@темы: Калевала

22:47 

Калевала в иллюстрациях. Часть 2.

mitiko. Chasing shadows.
Сампса Пеллервойнен, «сын поляны» (по некоторым данным – местное божество) помогает Вяйнямёйнену засеять землю семенами трав и деревьев.
Во второй раз Сампса появляется в Калевале, чтобы выбрать Вяйнямёйнену лучшее дерево для постройки лодки.

1. Н.М.Кочергин, иллюстрация.
2. Б.Р.Акбулатов.


1. 2.


Молодой лапландец Йоукахайнен, позавидовав славе Вяйнямёйнена, решает бросить тому вызов в магическом пении. Выехав навстречу Вяйнямёйнену, он сталкивается с ним санями (один из распространённых у иллюстраторов сюжетов) и отказывается уступить дорогу без состязания. Великий мудрец песней превращает сани лапландца в прибрежный тальник, коня – в скалу, лук – в радугу, а самого его загоняет по плечи в болото.

1. Н.М.Кочергин. Встреча Вяйнямёйнена и Йоукахайнена.
2. Н.И.Брюханов. Состязание.


1. 2.


Перепуганный Йоукахайнен, моля о спасении, обещает Вяйнямёйнену разные богатства, но тот отказывается. В конце концов он обещает мудрецу в жёны свою сестру Айно и получает свободу. Вяйнямёйнен встречает Айно в лесу и просит стать его женой. Мать Айно с великой радостью готова принять знаменитого чародея в качестве зятя, но девушка, принуждаемая идти замуж за нелюбимого старика, горюет о своей несчастной доле и мечтает о смерти. Отправившись к морю, она видит в волнах водяных дев, плывёт к ним и тонет.
История Айно – излюбленная тема иллюстраторов Калевалы.

1. Аксели Гален-Каллела. Айно. Триптих.
2. М.М.Мечев. Айно.
3. Г.А.Стронк.
4. Тамара Юфа. Айно.
5. Тамара Юфа. Айно и девы озера.
6. Тамара Юфа. Тяжелы мои печали.
7. Тамара Юфа. Мать Айно.
8. М.М.Мечев. Печаль Вяйнямёйнена.
9. Albert Edelfeit. Aino.


1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.


Немного стёба:





Йоукахайнен так и не может смириться с превосходством Вяйнямёйнена. Отвергая мольбы своей матери, он отправляется в засаду с луком в руках. Увидев мудреца, Йоукахайнен стреляет в него, но попадает в коня. Вяйнямёйнен падает в море, где его долго носит по волнам. Наконец его находит орёл и, посадив на спину, выносит на берег, в суровую дальнюю Похьёлу.
Хозяйка Похьёлы Лоухи, заслышав плач Вяйнямёйнена, находит его и выхаживает. Дальше – см. историю Ильмаринена в рассказе об альбоме Skyforger.

1. Аксели Галлен-Каллела. Месть Йоукахайнена.
2. Г.А.Стронк. Йоукахайнен в засаде.
3. Г.А.Стронк.
4. В.И.Курдов. Спасение Вяйнямёйнена.

1. 2. 3. 4.

@темы: Калевала

22:07 

Калевала в иллюстрациях. Часть 1.

mitiko. Chasing shadows.
Держитесь )). Я разродилась огромным обзором. Не могу сказать, что полноценно изучила историю вопроса. Поэтому всё субъективно )).

При желании в интернете легко найти информацию об иллюстраторах Калевалы. Я же поставила себе задачу с другой стороны – показать эпос целиком в картинах, разобрав их по темам. Изображений нашла очень много. Поэтому в пост вношу избранные – либо самые понравившиеся, либо, на мой взгляд, интересные и значимые.

Выкладываю кусками. А то всё сразу – тяжело )).

Ссылки на наиболее «продуктивные» сайты (прочие источники не указываю):

www.finlit.fi/kalevala/index.php?m=154&s=155&l=...
artmuseum.karelia.ru/collection/epos_kalevala.s...
www.library.tver.ru/excib/kalevala/k_02.html
www.sampodialogi.ru/taide_Kuvaamataide_Dorofeev...
bibliotekar.ru/kGallen/index.htm
catalog.karelia.ru/kalevala

Вступительная часть о самих художниках получилась длинной. Но о них просто необходимо дать минимальную информацию – раз уж я размещаю их картины. Эти талантливейшие люди, для которых воплощение финского эпоса стало важнейшим делом жизни, должны остаться в памяти тех, кто читает современные издания Калевалы.

читать дальше



Так исполнялись в Финляндии древние руны: певцы садились друг напротив друга, взявшись за руки, начинали петь, покачиваясь взад и вперёд. Часто при этом они садились на одной скамье, а не на разных (2); пели обычно по очереди, но могли и вместе.

«Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споём мы,
Начиная с самых лучших».

1. Т.Юфа, «Рунопевцы».
2. Мечев М.М.
3. С сайта kalevala.com.ru .
4. Исполнение Калевалы. Фотография с сайта latvians.com

1. 2. 3. 4.


Ильматар, дочь воздуха, спустившаяся в морские воды и зачавшая от ветра. «Девять жизней человека» носила она в своём чреве Вяйнямёйнена, который, выбравшись наконец на свободу, родился старым и мудрым. На колене Ильматар устроила гнездо утка, из яиц которой явились суша, небесный свод, Солнце, звёзды и облака. Двигаясь по морю, Ильматар создала береговой рельеф – мысы, заливы, скалы и глубокие морские впадины.


1. Р.Экман, «Ильматар».
2. Изображение с сайта www.bifrost.it/FINNI
3. Ильматар, Мать воды. Графика современного финского художника Huitula.


1.
2. 3.


Вяйнямёйнен, «вековечный песнопевец», рождённый старым, знающий начало всех вещей, давший людям огонь, научивший их пахать и сеять хлеб. Великий чародей, знающий сильнейшие песенные заклинания. Центральный персонаж Калевалы, вместе с Ильмариненом и Лемминкяйненом отправившийся во враждебную Похьёлу за волшебной мельницей Сампо. По пути из челюстей пойманной гигантской щуки Вяйнямёйнен делает кантеле – струнный инструмент, звук которого зачаровывает всё живущее.


1. Н.М.Кочергин, иллюстрация.
2. Н.М.Кочергин, чёрно-белая иллюстрация.
3. Н.М.Кочергин. Вяйнямёйнен изображён с орлом. Орёл в Калевале – неоднократный помощник и спутник Вяйнямёйнена (мы помним, что в финской мифологии орёл – проводник к верховному богу).
4. М.М.Мечев, «Вяйнямёйнен находит огонь».
5. М.М.Мечев, линогравюра.
6. Тамара Юфа.
7. Р.Экман – «христианизированное» изображение Вяйнямёйнена.
8. Похожее изображение с финского сайта.
9. П.Е.Кузьмин.
10. В.И.Курдов, «Кантеле».


1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.


Немного стёба:


@музыка: We Аre Magic! )))

@настроение: готовлюсь всех задолбать

@темы: Калевала

15:20 

mitiko. Chasing shadows.
Возможно, я на день-два пропаду. Это временно.

Просто я хочу слишком многого. И, как правило, это только радует. Но иногда становится не то чтобы грустно... нервно как-то. Как будто на поезд опаздываешь. Только поезда-то никакого и нет.
Обычно относишься к этому спокойно. Если интересов много, то занимаешься тем, что в данный момент удобнее. Остальное просто поставлено на очередь.
Но иногда "пробивает". И возникает парадоксальная, дурацкая ситуация - вроде бы всё гладко, и неудач особых нет, а что-то внутри дрожит и требует: надо, срочно, и вот это надо бы, и это...

Сегодня я ВПЕРВЫЕ позавидовала тем знакомым, чья жизнь состоит из кое-какой работы, готовки, фитнесса, шоппинга и самых наипростейших книжек... Простые человеческие радости. Какого чёрта я-то не могу жить, не зная или не видя кучи вещей, без которых по идее прекрасно обойтись можно??? Почему я должна страдать от того, что просто-напросто не успеваю захапать всё, на что нацелились мои завидущие глаза???

Я привыкла фыркать в сторону баб, которые дико угнетены тем, что не могут купить не особо нужную, но так потрясающую их воображение шмотку. А сама-то чем лучше??? Вместо шмоток - информация. А так всё то же самое (((.

Скоро приду. Только мозги в порядок приведу (((.

@музыка: Amorphis - Perkele

@настроение: злая какая-то

12:08 

1 сентября

mitiko. Chasing shadows.
Вот и снова школа...

Вход, украшенный лентами и шариками. Востроженные, вытирающие слёзы умиления (*это фигурально, конечно)) родители первоклассников, бегающие с видеокамерами и поправляющие деткам огромные шикарные букеты. И бродящие вдоль площадки циничные "ветераны", отпускающие ехидные комментарии и настраивающиеся на худшее.

- Блин, девять месяцев...
- Моя сегодня в семь утра вскочила и засобиралась. Я ей говорю: ты больная, тебя лечить надо!
- Ой, как я школу не любил... Ой, как не любииииил...
- Смотрите, директриса вылезла. Сейчас опять полчаса нудить будет.
- А мы потом на Владимирскую. Там, говорят, индийская кухня хорошая. А то эти суши уже надоели.
- А может, они с нами и не пойдут. Пойдут сами в парк пиво пить.
- А Женька где?
- А Женька заболел, мне вчера его мама звонила. Сидит небось сейчас, смотрит в окно и радуется.
- А это что за девочка поёт, Мила, что ли?
- Ага, Мила. На себя не похожа. Постарела ))).

... И немного жалко, что нет больше того радостного воодушевления. Это нормально, было бы странно, если бы оно было. Но почему-то немного жалко.

Думала о наших студентках - Глории и Инкане. Не знаю, с каким чувством вы встретили первый день студенческой жизни - но пусть будет радость, пусть будет уверенность в том, что всё сделано правильно, что впереди много интересного и захватывающего :white: ! Тем более что так оно ведь и есть ))).

03:21 

Опробую

mitiko. Chasing shadows.
Ну, раз объяснили, как вставлять ролики с ютуба - сразу пытаюсь.



Поскольку моя скачанная музыка - далеко, решила послушать "We Are Magic" Толккиевское на ютубе. Вот такой клип открылся. Кто-нибудь знает, это игра какая-то или что? "Жёлтый" и "Красный" персонажи мне понравились, определённо.

P.S. Сама песня здесь, похоже, в демо-версии. На альбоме лучше.

19:26 

mitiko. Chasing shadows.
Поздравляю с Днём Рождения замечательного человека - Серого Воронёнка :pozdr: ! Предназначенная заранее картинка пока так же недоступна, как и подарок Глории, но я не хочу искать что-то чужое, когда подготовлено своё. Так что - с меня )). Инкана, желаю тебе всегда гармонии с собой, уверенности и оптимизма! Пусть приходят и воплощаются в реальность новые и новые мечты, пусть препятствия не угнетают, а лишь подстёгивают к действию! Пусть никогда не откажут твои наушники, и пусть всегда будут рядом люди, которые с радостью разделят то, что тебе близко и дорого!

С Днём Рождения :white: :dance3: !!!

16:18 

Флешмоб от Mritty и прочие новости

mitiko. Chasing shadows.
Главная проблема, серьёзная. Да и не проблема даже. Просто делюсь.

Ещё в апреле на меня вышли некие хед-хантеры. Написали письмо, предложили работу. Тогда я оставила это дело без внимания, а теперь в связи с тем, что на работе новое начальство с новыми фишками, решила закинуть-таки удочку. Чем чёрт не шутит. Тем более, столько времени прошло.
Заслала резюме в три часа ночи, утром тут же звонят. И всё быстро надо, прям сейчас.

Конечно, рано о чём-то говорить - я и на собеседование-то пока не ходила. Но если решать - планы меняются радикально. И жизнь другая - много командировок, другой характер работы.

Плюсы: новое мне всегда интересно, переезды меня не пугают, я им действительно по формальным критериям очень подхожу, да и моя любовь к логике, организации всех и вся и литературные позывы будут востребованы с радостью. И деньги, да.

Минусы: а фиг знает. Не знаю, меньше ли, чем сейчас, буду с семьёй видеться. И коллектив у меня сейчас очень хороший. Хотя кто мне мешает дальше-то с ними просто так дружить??

Думаю.......

* * *

Пока думала, стишок получился. Риночка, это к тому персонажу, которого я косплеить собиралась... Как автор - прости за ООС. Но это под настроение...

Мама, проводившая сына. И это не Silent Waters.


Мне ль отныне покорно стать
Скорбной тенью своих тревог?
Не пустить тебя, удержать,
Тайным словом сковать порог!

Комом в горле – твой страшный путь,
Как летящий клинок, прямой.
Не спеши! Осторожен будь,
Береги себя, мальчик мой…

Ветру в поле идти мне вслед,
К пыльным скалам – нести цветы…
Кровь в отчаянье бьётся: «Нет!»
Разум шепчет: «Но он – не ты».

Я сама отворила дверь.
Я навеки лишилась сна.
Я не вправе судить теперь,
Чем душа твоя жить должна.

Что за окнами?! Лишь рассвет…
Только руки мои – как лёд.
Ты – такой, и другого нет,
Значит, сердце моё поймёт.

* * *

Так, пока - флешмоб.

Суть флешмоба: Вы называете мне три дела, а я пишу, как делаю их (или не делаю).
Кто хочет - участвует.

От Mritty:

Как я:

1. Пишу рассказы

Ну, сначала, как у всех, появляется какая-то идея )). Основная идея-в-двух-словах, стержень, под который всё и выстраивается. Поэтому сразу представляется в первую очередь конец, последние фразы. С ними я некоторое время хожу, когда почувствую, что вдохновилась - начинаю описывать сюжет.

Сюжет могу писать долго. То продвигается легко, то буксую - знаю, что должно быть через какое-то время, но "связка" не видится. В это время, пытаясь "увидеть" связку, я обычно очень глубоко ассоциирую себя с персонажами, влезаю в их шкуру, вплоть до физических ощущений.

Иногда возникает желание уйти в сторону, но последние фразы уже настолько прочно живут в мозгу, что безжалостно отвергают всё, что с ними не сочетается. И вообще, в процессе писанины периодически всё это дело перечитывается и выкидывается лишнее. Выкидываю много, но каждый раз всё равно переживаю, что слишком затянуто ((. Вот последний мой финский эпос отчего забуксовал? Оттого, что уже 10 страниц, а ещё "никто никуда не идёт". Такими темпами страниц 40 минимум получится, и никому такое будет не интересно (((.

2. Наблюдаю за птицами

О-о, тут есть много, много способов )). Самый плодотворный - из укрытия, но он требует достаточного времени. Есть у меня палаточка, которая неудобна и я ей почти не пользуюсь, а новую сшить руки не приделаны. Готовых укрытий в России не продаётся. Пользуюсь "естественными укрытиями" - за камнями, в ветках и т.п.
Если при этом подманивать птиц их голосами из плеера с колонками - иногда потрясающий эффект получается. Отзываются, подлетают, бегают вокруг. Но подманивать тоже надо осторожно - в период гнездования наличие "соперника", который кричит, а его не видно, может сильно нервировать птичку и отвлекать от "основных обязанностей". Поэтому поиграли немного - и хватит )).

Когда времени мало - получается, увы, только "с подхода". Идёшь тихо, останавливаешься, делаешь вид, что вообще-то цветочками любуешься, а на остальное тебе плевать. При наличии терпения выхаживается-таки что-то.

Чудесный способ - я сама заметила, а потом прочитала о том же у Валерия Мосейкина - запускать рыжего кота. Человек птиц настораживает, безусловно, но когда появляется настоящий враг, на человека уже никто не реагирует. Появление кота заставляет тревожно кричать и скакать вокруг всех птиц, находящихся поблизости. Разумеется, желательно принять меры, чтобы кот при этом действительно никого не схряпал. На шлейке, например, выводить. Но мой-то вообще не охотник, рядом с ним трясогузки прыгают, а ему пофигу.

3. Рассказываю детям сказки

Сейчас им уже сказки не слишком нужны. Но раньше рассказывать я очень любила )). И из книжек, и свои. Только всегда, я уже писала, подобное предварялось словами: "Хочешь сказку?" Дело в том, что абстрактное мышление у человека в раннем возрасте по определению не существует. Появляется оно, как принято считать, чтобы никому не обидно было, к школьному возрасту. На самом деле - раньше, конечно. Но всё-таки неожиданный переход от серьёзного разговора к вымыслу детей сильно напрягает. Я замечала это и у других, и взрослые уже люди мне рассказывали, как им в детстве родители что-то наплели, а они поверили и чувствовали себя одураченными.

Поэтому если что-то увиденное вызывало у меня желание тут же присочинить - это делалось по договорённости ))). Ну, кажется мне, что так - этичнее ))).

22:14 

Мультики

mitiko. Chasing shadows.
Обещала когда-то Mritty в ответ на её пост с глючным мультом показать настоящие шизофренические мультики.

Вот, добралась до видео. К сожалению, забыла, как с youtube сюда переносить - пусть будут ссылками.

Возможно, кто-то уже их видел - режиссёр довольно известный. Иван Максимов. Не берусь никому и никогда заочно ставить диагнозы - это лишь пример ситуации, где я "встаю в стойку", как легавая собака. Почуяла.

Осторожно!


«Дополнительные возможности Пятачка»:

www.youtube.com/watch?v=pk2OgPx1RwI&feature=rel...

«Ветер вдоль берега»:

www.youtube.com/watch?v=0Ft4wo5d8HE&feature=rel...

«Провинциальная школа»:

www.youtube.com/watch?v=PigSpfsQk94&feature=rel...

Вот этот, кстати, тоже его, но не "пахнет":

«Люба»:

www.youtube.com/watch?v=zvyyDvz_Ubk&feature=rel...


А для тех, чей мозг слишком нежен, чтобы вынести подобное творчество - вот. Нашла песенку, которая мне ужасно нравилась, из старого Диснеевского "Винни-Пуха", который на русском, по-моему, никогда не был показан:

“Heffalumps and woozles”:

www.youtube.com/watch?v=CLnADKgurvc&feature=rel...

11:04 

mitiko. Chasing shadows.
Тестик от Avatel:

Ваш Тотем раскрылся! Это... Орел
Властелин воздуха и олицетворение свободы, он безмерно горд и прекрасно знает себе цену. Величие и царственность, исходящие от вас, заставляют окружающих всяким образом выражать вам свое почтение, а ваша сила воли заслуживает искреннего уважения. Но не пытайтесь взлететь выше Солнца - оно ослепит вас, и вы рискуете разбиться об острые скалы, над которыми столь гордо реете. И помните, что гордость и самоуверенность не должны сделать вас высокомерным и жестоким: больше обращайте внимание на тех, кому нужны ваши защита и покровительство, ведь свобода - это прежде всего равенство и братство. Тотем дарит вам свое Перо.image
Пройти тест


Это вообще-то не совсем орёл, а белоголовый орлан )). Из возможных по тесту вариантов, пожалуй, этот мне и правда нравится больше всех: 1) птица; 2) северная; 3) высоко летающая; 4) обитающая на открытых околоводных пространствах. Вот только его величие и царственность несколько напускные: по сути, это обычный завсегдатай помоек Аляски. Но я-то бы и не сказала, что источаю величие и царственность :laugh: .

Мне бы больше крупная чайка подошла )). Но там таких нету. А если выбирать из древнефинских тотемов - лось и медведь - то тогда лось )). Хотя орёл тоже сакральное животное: "Летела птица с Лапландии, орел с северо-востока, одно крыло небо бороздило, другое воды касалось..." С помощью когтей или перьев орла верховный бог Укко высек огонь, да и сам он в некоторых рунах символически отождествляется с орлом. В орлицу превращается хозяйка Похьёлы Лоухи, преследуя похитивших Сампо Вяйнямёйнена с компанией - и некоторые шаманские ритуалы действительно включали в себя "превращение" в орла. Орёл - проводник к верховному богу. Но у древних финнов это скорее был бы орлан-белохвост или беркут.

13:20 

Приветствие

mitiko. Chasing shadows.
Приветствую новых ПЧ - Smoren и Sharda. К сожалению, не могу сделать изображение по причине так-и-отсутствия-на-неопределённое-время фотошопа, но рада видеть и постараюсь быть интересной )).

13:12 

Skyforger. Выковавший небо.

mitiko. Chasing shadows.
Вот, добралась и до последнего альбома Amorphis. Как обычно - пересказываю оригинальную историю Калевалы, даю краткий обзор альбома и переводы нескольких песен. Если на этот сайт случайно забредёт кто-то, кому нужны другие переводы - пусть напишет ))).

Итак - Ильмаринен, «вечный кузнец», пришедший на землю для того, чтобы работать с металлом. Это он выковал некогда небесный свод. Как повествует мудрый старец Вяйнемёйнен, «ночью Илмари родился, днём уже построил кузню», подрастая с кувалдой и кузнечными клещами. Из пролившегося на землю молока трёх дочерей Верховного бога Укко явилось железо – тёмное, светлое и красное, спряталось от огня среди болот и холмов, проступая наростами в волчьих и медвежьих следах. Ильмаринен нашёл железо, уговорив его превратиться в орудия труда и украшения для людей и в горячем горниле взял с металла клятву: не озлобляться, не давать людям ранить родных и близких.
Ильмаринен выковал из железа множество орудий, но обнаружил, что им не хватало прочности. Поразмыслив, он решил закалить свои творения и попросил пчёлку принести мёда и нектара для приготовления щёлока. Обращение его к пчеле услышал злобный шершень, «птичка Хийси» и, подлетев к купели для закалки стали, бросил в неё змеиного яда, муравьиного настоя, «тайных соков лягушачьих». Кузнец, перепутав шершня с пчелой, уверенно сунул сталь в получившийся раствор. Рассвирепевшее железо забыло собственную клятву, и с тех пор заставляет струиться человеческую кровь.

Вторым знаменитым деянием Ильмаринена было сотворение Сампо – волшебной мельницы «с расписной крышкой», которая производила соль, муку и золото. Когда Вяйнемёйнена, сброшенного в море коварным лапландцем Йоукахайненом, находит и выхаживает хозяйка Похьёлы старуха Лоухи, то в награду за то, что укажет тому путь домой, она требует выковать для неё Сампо. Вяйнемёйнен обещает прислать к ней Ильмаринена, но кузнец наотрез отказывается отправиться в мрачную землю, граничащую со страной смерти. Волшебник Вяйнемёйнен обманывает Ильмаринена: поместив на вершине огромной ели иллюзорные месяц и Большую Медведицу, просит кузнеца их достать, а затем, вызвав заклинанием сильнейший вихрь, переносит его вместе с деревом в Похьёлу.

Ильмаринен берётся выполнить задание, работая день и ночь с рабами-помощниками. Поначалу из горна появляется золотой лук с медными концами, но кузнец видит, что это оружие постоянно требует человеческих жертв и, сломав его, бросает обратно в пламя. На другой день из пламени рождается золотой корабль, прекрасный, но с дурными повадками, рвущийся в бой. Ильмаринен уничтожает и его. Та же участь постигает и золотую корову с солнцем и звёздами на лбу, рождённую, чтобы блуждать по лесам и сливать молоко в землю; золотой плуг с медными ручками, готовый перепахивать засеянные поля и уничтожать урожай. Наконец на третий день из пламени вырастает Сампо.

Ильмаринен просит обещанную за Сампо награду – дочь Лоухи, но получает отказ. Тем не менее, через некоторое время и он, и Вяйнемёйнен снова отправляются свататься к девушке. Та предпочитает молодого Ильмаринена вещему старику. Ильмаринен получает от Лоухи три задания, с которыми справляется благодаря советам своей невесты. В качестве первого испытания он вспахивает змеиное поле, не дотронувшись до ручек плуга - сделав себе стальные башмаки и рукавицы. Вторым испытанием он получает задание изловить медведя Туони, волка Манны (страны мёртвых), что и выполняет, смастерив для зверей железные удила. Наконец, Лоухи просит кузнеца поймать щуку в Туонеле, реке смерти, без крючка, сетей и лодки. По совету невесты Ильмаринен выковывает огненного орла со стальными клювом и когтями и, сев на спину твари, заставляет её поймать щуку.

Женившись на дочери Лоухи, Ильмаринен возвращается домой, где в качестве раба покупает Куллерво (см. «Eclipse»). Злая жена кузнеца (вся в мамашу) определяет нового раба в пастухи и даёт ему с собой хлеб с запечённым в него камнем. Сломав о камень нож, свою единственную память о родных, Куллерво загоняет стадо в болото и превращает в коров волков и медведей. Когда хозяйка идёт доить коров, те вновь становятся зверьми и набрасываются на неё; бог Укко по просьбе Куллерво наносит вредной бабе заключительный смертельный удар. Куллерво бежит; Ильмаринен считает его погибшим.

Ильмаринен три месяца безутешно плачет о своей жене. На четвёртый месяц он решает выковать себе новую жену из золота и серебра. Вновь удача приходит к нему не сразу: сначала из огня появляется овца, затем – конь, и лишь затем – серебряная дева с золотыми волосами. Кузнец моет её в бане, относит на пуховые подушки, укрывает медвежьими шкурами – но искусно выкованные губы серебряной девы молчат, в её глазах нет нежности, её руки не могут обнять его. Проснувшись поутру рядом с ней, Ильмаринен обнаруживает, что его бок заледенел от холода. Кузнец (не без ехидства, наверное) предлагает золотую бабу Вяйнемёйнену, но тот отказывается от такого подарка сразу, предлагая отправить её – куда? Правильно, в Россию ))).

Ильмаринен приходит свататься к другой дочери Лоухи, но, получив отказ, силой увозит девушку с собой. Та весь путь плачет о своей горькой доле, ругает его, в конце концов раздосадованный Ильмаринен превращает её в чайку и, вернувшись к Вяйнемёйнену, предлагает забрать из Похьёлы Сампо. Путешествие за Сампо – это уже отдельная история, и я к ней наверняка ещё обращусь. Но не в связи с альбомом «Skyforger».

Теперь – о самом альбоме. В отличие от двух предыдущих, Amorphis (и автор исходных стихов) не слишком далеко отошли от канонического образа демиурга Ильмаринена. Он выковал небесный свод, вложив в него свою мудрость и биение своего сердца («Skyforger”). Он был счастлив, глядя на свой шедевр, вспоминая, как тщательно выбрал место для луны, продумал путь Солнца, как просверлил далёкий купол, определяя место звёзд – и выверив все изгибы небосвода, разместил на нём самую высокую звезду. «Это моё небо, у него мои глаза. Это мой космос, у него – мои черты» («Highest Star”). Равный богам, тем не менее, он не в силах противостоять приказу Вяйнемёйнена, отправившего его в чужую мрачную страну (“Heaven Of My Heart»). Все силы, всю свою интуицию Мастера он направляет на создание божественной машины, навеки прославившей его имя («Sampo»). Он сотворил из железа и стали пылающую птицу, на крыльях которой перенёсся к чёрной реке и изловил, совершив невозможное, чудовищную щуку («Majestic Beast»). Но сменив свою работу, достойную богов, на дни и ночи обычного человека, он обрёл лишь горе и одиночество. Та, что была рядом с ним, жила одной с ним жизнью, глядя на их общее небо, лежит в земле, убитая мстителем («Course Of Fate»). И попытка Творца создать её подобие из серебра и золота («Silver Bride») не даёт ему ни тепла, ни счастья – Великий Мастер, выковавший небо, не может дать жизни холодному металлу, не может своими руками сотворить своё счастье…

* * *
Sampo (Сампо)

Взмывают искры, в моей душе грохочет гром,
Пламя из моего сердца вылетает к небу.
Огненные пары наполняют все мои чувства,
Пропитывая это помещение и это пространство.

Они смешивают дни и ночи,
Солнце и Луна сливаются,
Строй звёзд угасает -
Рождено чудо.

Я прислушиваюсь и направляю, я наблюдаю,
Я прикладываю все силы, чтобы проявилось нечто.
Я сталкиваю абсолютную тьму
И ослепительное, сверкающее сияние.

Из рычащего пламени выходят очертания,
Они проступают, неся жуткое очарование.
Их отравленную сущность скрывает красота,
Но я вижу и чувствую их лживость, я вижу.

Я отбрасываю их назад, в пламя,
Чтобы они утратили форму в голодном огне.
Вновь и вновь опять
Я начинаю свою работу сначала,
Вновь и вновь,
Я вновь начинаю свою работу.

* * *

Silver Bride (Серебряная Невеста)

Из мистического ночного сна
Я увидел ясность своих дней.
Из ворот страстного томления
Выглянула знакомая заря.
Смерть убийцы моей жены
Не принесла мне облегчения.
Нет формы у одиночества,
У мечты.

Я создал королеву из золота,
Сделал серебряную невесту -
Из северных летних ночей,
Из зимней луны.
Не отвечала моя девушка,
Я не ощущал её бьющегося сердца.
Я не смог вызвать вздоха серебряных губ,
Дать тепла золоту.

Пламя желания в моём сердце
Дало силу моей воли,
Ту, что вдохнул я в серебряный образ.
Золотая королева - для меня.
Я сделал нашу постель под звёздами,
С множеством покровов из медвежьих шкур,
Я гладил* дуги золотых изгибов,
Целовал губы из серебра.

Золотая королева - я её создал.
Серебряная невеста - я её сотворил.
Золотая королева - без сердца,
Серебряная невеста - без тепла,

Без жизни.

* - Несмотря на то, что strike в большинстве случаев переводится как "бить, ударять", это слово также имеет значение "прочерчивать линию, разглаживать". По контексту оно здесь явно уместно.

* * *

From The Heaven Of My Heart (С Небес Моего Сердца)

У меня, того, кто выковал небеса -
У меня тоже есть свой король.
Я был отправлен в северные земли,
Я был брошен в дальнюю Похьёлу,
Принуждённый заклинаниями своего короля,
Неоспоримым его приказом.

Из малых крупиц земли,
Из шерсти летней овцы,
Из памяти единственного зерна,
Из пушинки лебединого пера
Я заставил молоко сочиться с небес,
С небес моего сердца.

Здесь мои таланты были всем известны,
Все знали моё имя,
Все знали о моём могуществе.
И я создал божественный механизм,
Изумительную машину,
Мной открыты ворота изобилия.

Из малых крупиц земли,
Из шерсти летней овцы,
Из памяти единственного зерна,
Из пушинки лебединого пера
Я заставил молоко сочиться с небес,
С небес моего сердца.

@музыка: Оно же

@настроение: Хочется писать сказку))

@темы: переводы, Amorphis

16:23 

Торсионные поля ))

mitiko. Chasing shadows.
... Нет, я всё ещё не верю в торсионные поля. Просто забавно, как увлекшись чем-нибудь, начинаешь видеть во всём происходящем странные мистические совпадения ))).

"Главный артефакт" своего будущего фэнтези, тщательно продуманный, обнаружила в продаже за 27 евро ))). Точно такой, как мне представялся! Не в свободной продаже, конечно - надо заехать кое-куда. Но вот даже думаю, а может разориться, если уж так??

Только закончила писать эпизод, где упоминается сказка "Снежная Королева". Вдруг пищит телефон - прошло сообщение. Взглянула, даже не поняла сразу: автор сообщения - Snowqueen.
Оказалось, магазин "Снежная Королева" предлагает скидки на шубы и дублёнки. Но я никогда, НИКОГДА не покупала ничего в этом магазине.

Упомянув о лапландских шаманах, способных навлечь бурю, встала из-за компа и собралась сходить за тортиками для коллег. Выходя, глянула в окно, за которым светило яркое солнышко. Над улицей оказалась туча, из которой ударил невероятный ливень - вода текла по тротуарам сплошным потоком, пройти было невозможно. Но переждала чуть-чуть и тортики всё-таки купила.

На самом деле, всё поддаётся логике. И шнягу ту я же не просто так придумала, а исходя из того, какой она должна была быть, и "Снежная Королева", вероятно, берёт телефоны из базы даных владельцев карт "Рив Гош", и ливень с ясного неба в августе - обычное дело ))). Но поиграть в мистику - интересно ))).

Да, вот. Когда-то на грани детства я нашла стихотворение Бунина, которое меня сразу же "кольнуло" и пробрало до комка в горле, по непонятным совершено причинам. Я всегда помнила те заключительные строчки, которые вызвали во мне это странное ощущение. Сейчас, казалось, было бы самое как раз их куда-нибудь вставить - но не идут они в контексте моего рассказа, не ложатся в атмосферу. А выговориться хочется. Приведу здесь. Это стихотворение "Ночь зимняя мутна и холодна".

... "И кажется, вот-вот и я пойму
Незримое - идущее в дыму
От тех земель, от тех предвечных стран,
Где гробовой чернеет океан,
Где, наступив на ледяную Ось,
Превыше звезд восстал Великий Лось -
И отражают бледные снега
Стоцветные горящие рога
."

13:01 

Ехидничаю )))

mitiko. Chasing shadows.
* * *

Выбор продуктов в магазинчике был не особенно богат, но достаточен для желающих просто наесться без ресторанного шика. Опустив в корзинку пару пакетов молока с нездорово веселящейся пёстрой коровой и упакованный в бумагу круглый ржаной каравай, Игорь глубокомысленно разглядывал недра полупустого холодильника.
- Раньше у вас всегда колбаса была такая, «Пяйве». В каждом городе. И сосиски тоже, вкусные. Сюда что их – не довозят?
Пайкконен потеребил пальцами воротник клетчатой рубашки. Ему было жарко, хотя в магазине работал кондиционер.
- «Пяйве» закрылись. Много фирм разорилось. Экономический кризис.
Игорь недоумевающе взглянул на него.
- Что за кризис? Здесь, в Финляндии? Почему?
Пайкконен печально развёл руками.
- Не знаю. Я не экономист.
- А что пишут ваши газеты?
- Пишут, что непонятно.
- Как непонятно? – оторвавшись от изучения скудного ассортимента полок, вступил в разговор Костя. – Коровы же есть. И свиньи. А колбасы нет.
- Свиньи есть, - покорно согласился Пайкконен. – Денег нет. Фирмы разоряются. Непонятно.
- Чёрт знает что, - нахмурился Игорь. – Цивилизованная же страна. Европа.
- Северная Европа, - профессор загадочно вздохнул. – Не совсем Европа, Игорь, тут у нас свои причуды. Ты знаешь про Сампо?
- Ну да, - Игорь кивнул. – Это же из Калевалы. Волшебная мельница, которая без конца выдаёт соль, муку и что там ещё? А, деньги.
- Вот-вот, - усмехнулся Пайкконен. – Наши предки всегда считали материальное благополучие неким мистическим даром свыше. И не так уж были неправы.

* * *

@музыка: Amorphis - Тuonela

@темы: Не все реки ведут в океан

13:50 

mitiko. Chasing shadows.
Сразу прошу прощения за то, что буду пока не часто появляться. Интернета дома опять нет, техника вся разобрана. В пятницу вытаскивали шкафы из большой комнаты - за помощью к виновнику нашего ремонта так и не пошли, плюнули. В процессе разборки завалов находится немало интересного, ещё больше интересного обнаруживается у моей тётушки, тоже затеявшей ремонт - надо будет сфотографировать и показать/напомнить некоторые особые раритеты советской эпохи ))).

В сортирном шкафу полки оказались-таки не просушенными вовремя - на них выявились заросли густой плесени, а в отдельных забытых банках (3 месяца прошло после потопа) ещё была вода. Мне-то казалось, что всё текло в основном в большой комнате и в ванной...

Андрюху проводили в "Зеркальный". Вчера заехали посмотреть, как по-новому отстроили лагерь. Приезжали не только мы - по лагерю шастала группа телевизионщиков, рождая очередную хвалебную песнь губернаторше Матвиенко. Снимали в столовой - юные отдыхающие, радостно позируя, изображали над тарелками блевательные движения )).
Над нашими фехтовальщиками обитает оркестр духовых инструментов :buh: . Фехтовальщики, вконец издёрганные заунывными кошачьими звуками, колотят им шваброй в подоконник.

Вода в озере потихоньку остывает... В лесу полно черники, есть её уже неинтересно - смотрим как на украшение.

Свёкр поймал слётка горихвостки и, подтащив к дереву тяжеленную лестницу, запихнул-таки бедную птицу обратно в скворечник )))).

...Совершенно мистическая вещь: в поисках информации для своей новой "идеи" вдруг обнаруживаю, что придуманные мной мелкие детали реально существуют/существовали. Торсионные поля ))? Или просто я настолько углубилась в "тот" мир, что уже могу его себе логически представить?

11:01 

mitiko. Chasing shadows.
123 "Clash" August 20, 2009

124 "Art" August 27, 2009


"Tread my path to summer's end..."

@музыка: Опять Summer's end

10:31 

Вешка на память

mitiko. Chasing shadows.
Начинаю, как часто бывает, с конца )). Как будто вешку поставила, к которой теперь нужно идти. Специально, чтобы не плюнуть и не бросить )).
Саамская культура уже съела мне мозг. Дикая куча вымыслов и противоречий, а я просто обязана быть правдивой в деталях, пусть это и фэнтези. Информации в интернете не хватает - в Публичку сходить, что ли...

* * *

- Да что же это такое, Матти! - крикнул Игорь срывающимся голосом. - Массаж сердца нужно делать, скорее! Пустите!
Неожиданно жёсткий взгляд Пайкконена словно приковал его к месту.
- Нет.
Егор, вцепившись в плечо приятеля, хрипло дышал. Низкие сопки, деревья, бледное небо - всё кружилось вокруг него, быстрее, ещё быстрее, теряя очертания, становясь неразличимым. Лишь то, что находилось в центре этого безумного коловращения, запечатлевалось до ужаса чётко - подвески браслета на нестерпимо белой и неподвижной руке лежавшей Сперанской, оцепеневший безучастный Костя, заблудившийся в неведомых мирах, напряжённое лицо профессора, в котором уже виделись плохо скрываемые озабоченность и тревога... Он не чувствовал больше своего тела, его тело исчезло, подкошенное дрожащей слабостью в коленях, оставалось только его "Я" - и это "Я" внезапно озарилось мгновенным пониманием и такой простой, такой очевидной догадкой.
В его голове звучал зловещий шёпот лапландки:
"Нет в тебе силы замкнуть древний круг, нет в тебе силы..."

Профессор Матти Пайкконен, какое бы имя он ни носил, слишком хорошо знал магическую власть слова. Он сделал ошибку, он не учёл, что магия может таиться не только в словах.
- Игорь! - Егору казалось, что он кричит, но губы его выплёвывали лишь отрывочные сипящие звуки. - Древний, старинный... Круг, кольцо... Замкнуть... Ты можешь - вот оно, Игорь...

@темы: Не все реки ведут в океан

22:21 

Плетёный коврик )))

mitiko. Chasing shadows.
В деревне, где я однажды гостила в далёком детстве, делали (может быть, делают и сейчас) коврики из разноцветных тряпочек. Пёстрые, потёртые, но сохранившие весёлую яркость, они ассоциировались с чем-то фольклорным и старинным, но странное чувство охватывало при мысли о том, что каждая тряпочка была когда-то вещью и прожила свою нехитрую жизнь. В последнее время моё собственное настоящее являет собой что-то вроде такого коврика - обрывки, кусочки, тесно сплетённые в нечто хаотичное, но цельное и вполне себе ничего.

...Закончили с ремонтом кухни, особенно мучительным для меня, вынужденной рано вставать на работу - муж-то, имеющий возможность отоспаться с утра, мог позволить себе клеить обои за глубокую полночь. Вчера отмывали с Андрюхой последнюю грязь, с песнями-плясками, притащив на кухню плеер и колонки. Андрюха проникся желанием стать вокалистом, и теперь слушает только те песни, которые может исполнить - что порядком сузило наш с ним плей-лист )).

...Почти закончила перевод Датабука для Ордена Акацки на Нарутопроджекте. Давно обещала - нужно выполнить. Остался только Пейн, общая информация и дзюцу. И ещё Учихи, но ими занимается другой человек, к моей великой радости - не больно-то и хотелось подбирать хорошие слова для Итачи и Мадары )).

...Позвонили друзья-фотоохотники, они нашли гнездо болотного луня, наблюдают за ним, птенцы уже подросли... Эх...

...У ЛОР-врачей есть процедура - отсасывание отделяемого из пазух носа при их воспалении. Придя на работу в полусонном состоянии, я отправила по внутренней сети письмо следующего содержания: "Елена Анатольевна, у S. было носовое кровотечение, поэтому отсасывать ему сегодня не надо". Коллегам было весело. Особенно Елене Анатольевне.

...История не со мной. Доктор лечил некоего артиста, тот в порыве благодарности обещал передать ему билеты. Утром доктора позвали на ресепшен и вручили от имени пациента большой конверт. Доктор, предвкушавший, что это билеты и есть, радостно ухватил презент.
В конверте была банка с говном. Пациент сдал назначенный анализ.

...Долго пытаюсь объяснить, что поиски того, что "Ну только что было вот тут!" должны быть заложены в общий план ремонта. Нет. Мне это кажется очевидным, но с перфекционистами это не работает.

...Зачиталась опять Гофманом. Почему-то очень под настроение оказалась путаная нить его мистического повествования, чудесным образом переплетающая сказку и реальность. В голове сразу закружились подражательные образы ))). Но нет, не буду.

...Ещё нашла в интернете сайт Игоря Иртеньева. Не могу сказать, что мне нравится у него всё подряд, много проходного, забыто-политического, многое на мой взгляд не слишком интересно - но отдельные стихотворения потрясающе "по мне" и неизменно внушают жизнелюбие и оптимизм. Вот это, например, очень известное ( и мной нередко цитируемое))) - его:

Я обычно как напьюсь,
Головой об стенку бьюсь.
То ли вредно мне спиртное,
То ли это возрастное.


Сайт всё-таки вот: irteniev.msk.ru/index.php3

А вот моё избранное:

читать дальше

@музыка: Amorphis - Summer's End. Из-за музыки и названия...

@настроение: Хочу сушек. А нету.

23:37 

Eclipse. История Куллерво.

mitiko. Chasing shadows.
После исследования Silent Waters я взялась за предыдущий альбом Amorphis - Eclipse. В основе альбома лежит один из эпизодов Калевалы, сказание о довольно-таки одиозном персонаже - Куллерво. В каноническом образе Куллерво узнаваемы черты то русского богатыря, то Ивана-дурака - не случайно, похоже, бестолкового силача хотели было продать в Россию ))). Но Amorphis опять пошли своим путём - не совсем своим, конечно, а путём Paavo Haavikko, финского фанфикера, создавшего на основе канонических рун Калевалы собственную и гораздо более философскую историю.

Куллерво Paavo Haavikko и Amorphis - не бездарный неуязвимый богатырь, с рождения помышляющий лишь о мести. Он ищет любви, понимания, его душа жаждет откликнуться на приязнь и ласку. Но никогда не знавший любви, не умеющий любить сам, он страшится хрупкого чувства. В истории Amorphis нет важнейшего эпизода с женой Ильмаринена, но есть привнесённый эпизод с женой старика-хозяина, в знак любви и сострадания испекшей хлеб для несчастного раба, боящегося увидеть её чувство.

"Хлеб с камнем внутри, подобный тебе - то, чего ты ищешь в этом мире..."

Встреча с девушкой, оказавшейся его сестрой, даёт Куллерво робкую надежду на то, что любовь и понимание возможны в этом мире. Страшась потерять эту надежду, он избирает путь, подсказанный ему предыдущей встреченной им незнакомкой: не нужно слов. Слова - ложь, ими так легко всё разрушить, они не нужны и даже опасны для тех, кто и без слов понимает друг друга.

Сестра, в отличие от традиционной интерпретации, выражает подчёркнутое равнодушие к инцесту. Действительно ли она столь развращена в глубине души, что связь с родным братом для неё интригующе привлекательна? Или же она, остро чувствуя его боль, тоску и надежду, приносит свои моральные устои в жертву возможности его непрочного счастья? Или она сама одинока и потеряна в этом мире, и брат-любовник - единственная родная душа, которую она хочет всеми силами удержать подле себя? Вопрос остаётся без ответа. Мы видим мир Калевалы глазами Куллерво - а тому этого ответа так и не удалось найти, да и считал ли он нужным искать его?

Концовка истории знаменательна. Нашедший, казалось бы, то, к чему он всю жизнь стремился, Куллерво в итоге выбирает месть. Это - его цель, привычная, давно знакомая, в которой он уверен, в отличие от неясного и постоянно тревожащего стремления к любви и надежде. А если бы рядом с ним была чужая женщина, не сестра, если бы сознание его не было отягощено греховностью их чувства? Лично мне кажется, что другой женщины рядом с ним, по ужасной логике его жизни, быть не могло - лишь та, которой не нужны слова, которая читает его мысли и понимает их, как не может понять никто. "Та же плоть и кровь..."

Поскольку текст большой, я разбила весь топ на части: пересказ Калевалы, "История Куллерво" в пересказе Paavo Haavikko, выложенная на сайте группы, ну и собственно переводы нескольких песен - практически дословно повторяющие текст "Истории".

@музыка: отгадайте с трёх раз )))

@настроение: а вот хоть сейчас за Skyforger приниматься )))

@темы: переводы, Amorphis

11:03 

В недоумении.

mitiko. Chasing shadows.
Навещала своё семейство.
Саньке для летнего чтения заданы в числе прочего "Дети капитана Гранта". Открыла, прочитала несколько десятков страниц. Ну, если это важно - с главы XXII первой части до главы III второй части. В итоге озадачилась донельзя.

В детстве я читала Жюля Верна достаточно спокойно и, кажется, с интересом. Но я много чего читала с интересом, а потом пришлось долго учить себя логике. В общем, после нового поверхностного знакомства с классиком мне захотелось присвоить конкретно этой книге рейтинг PG из-за постоянно бросающихся в глаза научных и логических искажений, часть из которых, правда, на совести переводчика. Я что, совсем зануда? Или в прошлом веке писатели более пофигистично относились к впечатлению, производимому их книгами? Но посмотрите же - и это ведь всего несколько глав...

Помните момент, когда в путешествии по пампе путники спасаются от наводнения на огромном дереве омбу? Дерево высотой сто футов. Тридцать с половиной метров. Ветви действительно толстые и раскидистые, и вообще растение очень интересное, строго говоря и не дерево даже, ссылка с картинкой вот: flores.by.ru/fl/phytolacca.html .

Так вот. Обратите внимание, что именно из-за раскидистости веток крона омбу не густая, можно даже сказать, что прозрачная. Оставим без внимания тот факт, что путешественники ныряют в эту крону, как в джунгли и ловят птиц голыми руками (немного обидно за странную тупость любимых мной представителей животного мира, но ладно, авторское преувеличение - это святое))). Настораживает другое - ночью был ливень, сильнейший, вся местность промокла до последнего листочка. Утром начинается наводнение, дует ветер, несущий мелкие брызги водяной пыли, затем приходит сорокафутовая (двенадцатиметровая) волна - сколько там было жертв во время цунами в Тайланде? - которая накрывает людей, но они каким-то образом выныривают и подплывают к этому самому огромному дереву.
Обосновавшись на дереве, путешественники приходят к мысли о том, что нужно развести огонь. И тут же чудесным образом находят сухой мох и ветки. Сухие...

Ночью начинается буря. Описана глубокая темнота, и пусть непрерывные вспышки молний охватывают горизонт - это никак не может создать в черноте южной ночи устойчивый и постоянный свет. Шаровая молния поджигает омбу (да-да, оно должно быть мокрым), дерево охвачено пламенем. К тому времени гроза ослабевает, а в атмосфере скапливается громадное количество паров. Представьте, как вы сидите ночью в тумане у костра - много ли вы сможете увидеть на расстоянии?
Но они видят. Видят, как "мало-помалу на юге образовался огромный смерч конусообразной формы". Да, смерч ночью увидеть можно - именно потому, что молнии непрерывно бьют внутри него, пронизывая насквозь. Но об этом-то как раз ни слова. Путешественники видят именно тёмный конус, в непроглядной тьме надвигающийся на них, чьи глаза почему-то не ослеплены пылающим близко огнём. Смерч вырывает дерево с корнями, но не может сорвать с него прячущихся слабых людей...

В очередной раз спасшись, они в конце концов оказываются на побережье. Спят почему-то закопавшись по подбородок в песок. Зачем? Закопаться в песок имеет смысл, чтобы спастись от жары палящего солнца, но ночью, когда песок остывает как на повержности, так и в глубине, в этом нет никакого смысла. И попробуйте сами уснуть, скованные со всех сторон и не имеющие возможности пошевелиться.

Момент, от которого Санька веселился: Гленарван будит Паганеля, чтобы показать ему кажущийся сигнальный огонь судна, но Паганель засыпает на ходу. "Тогда Гленарван взял его под руку и, не будя, отвёл к яме, в которую и закопал". Всё понятно, но и правда звучит смешно ))).

Дальше. Они встречают "Дункан", на котором плывут на остров Тристан Д'Акунья. "Берег, покрытый чёрным песком, представлял собой рассыпавшиеся остатки известковых скал". Нет, нет! Чёрный песок - вулканического происхождения (что справедливо, так как остров - бывший вулкан). Но известковые скалы - осадочные породы светлых оттенков - тут ни при чём, и хотя бы Паганель-то обязан был это знать.

"Гленарван разрешил экипажу "Дункана" охоту на многочисленных тюленей <...>, покрывающих берега залива Фальмута. Когда-то здесь водилось много китов, но китобойцы столько их перебили и столько их преследовали, что их почти не осталось. Амфибии, наоборот, водились здесь целыми стаями". Амфибии - это тюлени, если кто не понял )))). Чтобы убедиться в том, что это не есть ляп переводчика, читаем дальше: "Следующий день ушёл на добывание жира и выделку кож убитых земноводных". Представила. Ржу ))).

А вот это уже явный ляп переводчика. "В его плаще уже бились несколько дюжин маленьких рыбёшек, нежных, как корюшка". Какая ещё корюшка??? Думаю, у Жюля Верна упоминалась какая-то более знакомая французам рыбка...

Неизвестно чей ляп. "Сопрано Роберта смешивалось с басом Паганеля". Сопрано - женский голос, если вдруг кто-то ещё не знает. К тому же речь идёт не об оперном пении, а о радостных воплях (представила подростка, поющего из кустов женскую оперную арию )))).

Ну, и на сладенькое. Точнее, на остренькое. Это уже не ляпы... но мои дети такие же извращенцы, как и я ))).

"Поднявшись и разминая закоченевшие члены, они с другом проследовали на взморье" - да всё понятно, но Санька веселился до невозможности )).

"Что касается Роберта, то он ничего не мог подарить Талькаву, кроме своих ласк, часть из которых он не забыл уделить и Тауке". Таука - это лошадь ))). Каковое обстоятельство придаёт ситуации особую пикантность.
Впрочем, Талькав, судя по следующему абзацу, по достоинству оценил ласки Роберта:
"В тот момент, когда Роберт влезал в шлюпку, индеец поднял его на руки и с нежностью поглядел на него:
- А теперь поезжай, - сказал он, - ты уже мужчина!"

В общем, пары десятков страниц мне хватило. PG, обязательно PG. Это самое PG и было реализовано - к обоюдному удовольствию ))).

Случайные записки

главная